Нечто / Нечто из иного мира
The Thing from Another World (1951)
Название: Нечто
Оригинальное название: The Thing from Another World
Год выхода: 1951
Жанр: ужасы, фантастика
Режиссер: Кристиан Найби, Ховард Хоукс
В ролях: Маргарет Шеридан, Кеннет Тоби, Роберт Корнтуэйт, Дуглас Спенсер, Джеймс Янг, Дьюи Мартин, Роберт Николс, Уильям Селф, Эдуард Франц, Сэлли Крейтон
О фильме: По мотивам рассказа Джона Кэмпбелла «Кто идёт?». В глубине арктических льдов сотрудники военной исследовательской станции находят летающую тарелку, которая вмерзла в лед. Единственное существо, которое было там обнаружено, они неосмотрительно забирают с собой в лагерь. Будучи похожим на человека, оно неуязвимо для всех видов земного оружия и обладает немыслимой силой. Инопланетянин крайне смертоносен, легко ориентируется в лабиринтах коридоров станции, выбирая наилучшие маршруты, при этом нападает только на одиноких людей.
Оригинальное название: The Thing from Another World
Год выхода: 1951
Жанр: ужасы, фантастика
Режиссер: Кристиан Найби, Ховард Хоукс
В ролях: Маргарет Шеридан, Кеннет Тоби, Роберт Корнтуэйт, Дуглас Спенсер, Джеймс Янг, Дьюи Мартин, Роберт Николс, Уильям Селф, Эдуард Франц, Сэлли Крейтон
О фильме: По мотивам рассказа Джона Кэмпбелла «Кто идёт?». В глубине арктических льдов сотрудники военной исследовательской станции находят летающую тарелку, которая вмерзла в лед. Единственное существо, которое было там обнаружено, они неосмотрительно забирают с собой в лагерь. Будучи похожим на человека, оно неуязвимо для всех видов земного оружия и обладает немыслимой силой. Инопланетянин крайне смертоносен, легко ориентируется в лабиринтах коридоров станции, выбирая наилучшие маршруты, при этом нападает только на одиноких людей.
Награды:
2001 — National Film Registry (National Film Preservation Board, USA).
2001 — National Film Registry (National Film Preservation Board, USA).
Интересные факты о фильме:
Фильм частично снимался в Национальном парке "Глейшер" в Скалистых горах на северо-западе штата Монтана, частично на складах завода по производству льда в Лос-Анджелесе.
Исполнитель роли "нечто" Джеймс Арнесс жаловался, что в гриме похож на гигантскую морковку. Говорят, что он считал свою роль такой позорной, что даже постеснялся прийти на премьеру.
Фильм частично снимался в Национальном парке "Глейшер" в Скалистых горах на северо-западе штата Монтана, частично на складах завода по производству льда в Лос-Анджелесе.
Исполнитель роли "нечто" Джеймс Арнесс жаловался, что в гриме похож на гигантскую морковку. Говорят, что он считал свою роль такой позорной, что даже постеснялся прийти на премьеру.
В финальных сценах "нечто" играл актер-лилипут Билли Кертис.
Дабы угодить продюсеру фильма Говарду Хоуксу, художнику Ли Гринуэю пришлось сделать 18 вариантов "нечто", потратив на это дело пять месяцев.
Дабы угодить продюсеру фильма Говарду Хоуксу, художнику Ли Гринуэю пришлось сделать 18 вариантов "нечто", потратив на это дело пять месяцев.
Говард
Хоукс пытался застраховать "нечто", но ему отказали пять страховых
компаний, ссылаясь на то, что "нечто" замораживают, рубят топорами, рвут
собаками, сжигают в огне и поражают электротоком.
Говард Хоукс
просил Американские ВВС помочь в съемках фильма, но получил отказ.
Командование решило, что помощь в создании подобного фильма будет
противоречить официальной позиции правительства США, отрицающего
существование НЛО
Сюжет
Капитан Хендри из военно-воздушных сил США попадает на северную полярную станцию, где группа ученых сигнализировала о падении летающего объекта. Они считают, что он может быть метеоритом или космическим кораблем, прибывшим с другой планеты. На месте приземления подо льдом обнаруживают механизм совершенно круглой формы типа летающей тарелки.
Капитан Хендри из военно-воздушных сил США попадает на северную полярную станцию, где группа ученых сигнализировала о падении летающего объекта. Они считают, что он может быть метеоритом или космическим кораблем, прибывшим с другой планеты. На месте приземления подо льдом обнаруживают механизм совершенно круглой формы типа летающей тарелки.
Чтобы разогреть периметр, где он находится,
военные взрывают термическую бомбу. Взрыв полностью уничтожает корабль.
В блоке льда они замечают неизвестную форму жизни. Ученые вырезают лед и
приносят на станцию. Доктор Каррингтон, Нобелевский лауреат,
руководитель научной экспедиции, хочет начать эксперименты над
существом. Капитан Хендри, ожидающий приказ от вышестоящего
командования, запрещает к нему прикасаться. Кусок льда тает от тепла
электрических ламп, и существо в форме гуманоида убегает. Люди находят в
снегу одну из его рук, оторванную собаками.
Эта рука не содержит ни
мяса, ни крови, ни нервов. Из нее льется зеленая жидкость, напоминающая
сок. Нечто превращается в гигантский овощ, питающийся кровью, а в клетке
находят полностью обескровленную
собаку. Существо способно очень быстро размножаться. Доктор Каррингтон
тайно проводит эксперимент: он поливает плазмой зерна, содержавшиеся в
оторванной руке существа.
Они растут в течение нескольких часов, и
вскоре раздаются крики, похожие на крики ребенка. Нечто убивает двух
ученых. Существо ранят, запирают в оранжерее и баррикадируют дверь.
Военные начинают задаваться вопросом, не есть ли нечто-прилетевший на
Землю разведчик для последующего завоевания планеты инопланетянами.
По
этой гипотезе пришельцы намереваются питаться кровью землян. Принимается
решение уничтожить существо. Военные хотят облить его бензином, так как
пули не причиняют ему вреда. Они намереваются заманить существо в
ловушку. Доктор Каррингтон пытается войти с пришельцем в контакт.
Существо ранит его, но, попавшись в ловушку, подвергается воздействию
электрического тока и погибает…
Поставленный
режиссером таких лент, как «Иметь и не иметь» (1944, по Эрнсту
Хэмингуэю), «Глубокий сон» (1946, по Рэймонду Чандлеру) и «Красная река»
(1948, по Чейзу), этот фильм целиком и полностью принадлежит Ховарду
Хоуксу. Он его задумал, продюсировал, контролировал с момента подготовки
и до конца постановки. Хоукс подошел к научной фантастике сдержанно,
строго и сурово.
Этим упорством самый классный и, без сомнения, самый
авторитетный из американских режиссеров своего поколения, доказал, что
никакой жанр не сможет вывести его из себя. Ему подвластны вымысел и
изобретательность, неожиданные повороты и чистый ужас. Можно осуждать
Хоукса и говорить, что это наносит ущерб жанру.
Но научная фантастика в
то время в этом очень нуждалась. Именно в этой умеренности и
обоснованности, чтобы компенсировать многочисленные наивности и
глупости, присущие жанру. Фильм иллюстрирует традиционные противоречия
между любопытством науки и необходимостью защищать человеческий род.
Ховард Хоукс вмешался в спор, но не высказал однозначного мнения.
Он
поставил противников лицом к лицу. Ученый есть фанатик знаний, во что бы
то ни стало стремящийся к познанию нового. Военные, как очень часто
бывает, совершают вначале большую ошибку, сделавшую невозможным
обследование космического корабля, но впоследствии они показывают себя
асами в уничтожении пришельца.
В картине присутствуют и простые люди,
полярники, спокойные, уверенные, действующие сообща. Именно они, даже
больше чем ученый, пользуются симпатией режиссера. Некоторые зрители
захотели увидеть в фильме, в особенности из-за финального
предостережения журналиста «Наблюдайте за небом!», антисоветскую притчу в
контексте холодной войны. Но эта гипотеза кажется достаточно
рискованной.
А.Р.: "С астрономическим врагом ведем борьбу электротоком"
В 2001 году этот фильм попал в Американский киногосхран, учрежденный Библиотекой Конгресса США в 1988 году. Каждый год туда отбирается 25 фильмов, не менее, чем десятилетней давности, представляющих собой культурную, историческую и эстетическую ценность. Через миллион лет после того, как наша цивилизация изживется, на наш голубой (или каким он там станет) шарик прибудут инопланетные археологи, раскопают целлулоидные свитки и будут по этим свидетельствам судить о нас с вами.
В 2001 году этот фильм попал в Американский киногосхран, учрежденный Библиотекой Конгресса США в 1988 году. Каждый год туда отбирается 25 фильмов, не менее, чем десятилетней давности, представляющих собой культурную, историческую и эстетическую ценность. Через миллион лет после того, как наша цивилизация изживется, на наш голубой (или каким он там станет) шарик прибудут инопланетные археологи, раскопают целлулоидные свитки и будут по этим свидетельствам судить о нас с вами.
После
просмотра этого фильма инопланетные ученые на всякий случай обрядятся в
гетинаксовые скафандры, обитые изнутри прешпаном, обмотаются
ПХВ-изолентой, наденут резиновые боты и встанут на резиновые коврики, а
то мало ли что, вдруг кто из туземцев на планете остался и пойдет на них
в последний и решительный бой.
Фильм снят по мотивам классического рассказа редактора и писателя Джона У. Кэмпбелла-младшего, который для развития фантастической литературы сделал столько же, сколько, скажем, Королев — для освоения космического пространства.
Мотивов из рассказа корифея в этом фильме использовано два — ученые добывают из-под ледяного покрова пришельца со звезд, а потом, когда он оживает, пытаются его замочить. Все остальное — полет недюжинной фантазии сценаристов и режиссеров (большинство специалистов склоняется к тому, что фильм-таки делал Говард Хоукс, вписав своего неизменного ассистента Ниби режиссером в знак благодарности за беззаветную преданность лично ему и кинематографу в целом. Хотя скорее всего именитый режиссер просто постеснялся — до выхода в 1968 году "Космической одиссеи 2001 года" Стенли Кубрика, фантастика в киносреде считалась отстоем, типа "мыльных опер").
Настоящую экранизацию рассказа — а отнюдь не ремейк данного фильма, как почему-то считается! — сделал в 1982 году Джон Карпентер. Его замечательный фильм, ясен болт, провалился в западном прокате из-за того, что он замахнулся на святое, на классику. Тем не менее нам, неискушенным посетителям "видеосалонов по рублю", фильм Карпентера очень даже покатил и после него мы не можем взирать на это нелепое классическое киноископаемое без смеха.
Margaret Sheridan
стр 1 стр 2 стр 3