Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


            Прут Призрака кошки Отама     
            Кошка-Призрак пруда Отама
           Ghost cat of Otama Pond / Kaibyo Otamaga-Ike
 
Год выпуска: 1960
Страна: Япония
Продолжительность: 1 час 15 минут
Перевод: Любительский (одноголосый, Кузнецов)
Режиссер: Ёсихиро Исикава / Yoshihiro Ishikawa
В ролях: Датэ Сёдзабуро (Shozaburo Date), Норико Китадзава (Noriko Kitazawa),
Ёити Нумата, Фудзиэ Сацуки, Фумико Мията

Описание: Двое влюблённых заблудились в горах. В какую бы сторону не пошли, они оказываются у таинственного лесного пруда, словно какая-то сила не хочет отпустить их. Когда-то давно, более века назад, здесь произошло злодеяние, тень которого до сих пор тяготеет над этими местами.
 
 

  Доп. информация: Интересная статья о японских кайданах и о самом фильме уважаемого GoodLuck
На волне моды на фильмы с призраками (kaidan eiga) Исикава делает римейк классического фильма Накагавы «Дом кошки-призрака» («The Mansion of the Ghost Cat»), вышедшего двумя годами раньше. Но если Накагава рассказывает историю служанки, борющейся с кошкой-призраком, которая хочет отомстить за убийство своих хозяев, то фильм Исикавы рассказывает о молодой паре, потерявшейся в горах. Они встретили удивительного священника, который рассказывает им предысторию того самого проклятия о призраке болота, кошке, превращающейся в женщину, которая посещает лесную хижину в жажде мести за убийство, которое произошло здесь раньше.
Как и многие классические фильмы ужасов тех лет, фильм Исикавы сделан в эстетской готической манере, создающей особенную обстановку с тревожной и угрожающей атмосферой. Интересна работа с освещением. Страшное появление погруженного в зеленоватый оттенок моста, болота ало-красного цвета, указывающего на кровь многочисленных жертв и т. д. Этот прием позже был заимствован итальянцами Mарио Бавой и Дарио Ардженто.
Японский фольклор богат историями призраков. Сказки и легенды многочисленны, но кошка занимает особое место в японской мифологии. Завезенная в 12-ом веке из Китая, кошка
считалась дьявольским, мелочным созданием. Недаром, кошка наравне со змеей была единственным животным, не оплакивающим смерть Будды. Полагали, что стареющая кошка превращается в призрака. Первой в послевоенной Японии студия «Shintoho» создало моду на такие фильмы, и было выпущено много подобных шедевров в жанре фильмов-ужасов. В начале 60-х годов она разорилась, но на смену ей пришли другие студии «Daiei», «Toho», «Toei». А Ёсихиро Исикава в 1968 году снял еще один фильм ужасов «Проклятый пруд» (Cursed Pond).
Кайдан-фильм о призраках
Кайдан-фильм о призраках является основным элементом жанра ужаса в Японии, имеющий давние традиции. Фильмы о призраках Кайдан изображает вторжение сверхъестественных сил в повседневную жизнь с требованием мести. Прежде всего женщина возвращается, чтобы мстить за себя тем, кто вредил ей в жизни. Сюжеты восходят к традиционной литературе, включая Noh shunen (театр мести), shura-mono (пьесы о призраках), и рассказы Кабуки kwaidan (театр сверхъестественного). Включает характерные особенности, связанные с женщиной - «духом мести»,
мстительный призрак жаждет вечного покоя, имеет черные волосы и широко смотрящие глаза. Черные волосы символизируют женскую красоту и чувственность, а пристально глядящие глаза связаны с образом вагины. Наиболее распространенные образы, входящие в пределы Noh и Kabuki, включают демонических женщин (kyojo-mono, shunen-mono) в Noh театре или злых женщин (akuba, akujo) в пьесах Кабуки. В их облике стремятся к созданию «нереального реального взгляда», и их образы часто несут эротические навязчивые идеи (Кстати, Кабуки был создано женщинами, но в 1629 г. женское исполнение было поставлено вне закона). И хотя в их фантастическом мире садизм приглушен, в Noh и Kabuki содержится много странного и ужасного. Старуха может оказаться демоном (Yamanba), в то время как таинственный монах может быть гигантским пауком (Tsitchigamo). Они могут находиться в сверхъестественной области богов, демонов и призраков или в реальном мире убийц. Наиболее известная пьеса о призраках в Кабуки «Ёцуя. История призрака» (1824) Цуруя Нанбоку (Tsuruya Nanboku). Это также самая экранизируемая пьеса с 1928 по 1994, известно 11 различных версий, в которых по-разному расставлены акценты, от эротики до фарса. Наиболее известная версия Накагавы 1959 года, считающаяся шедевром жанра ужаса. Героиня фильма – Немезида, женщина жестоко обиженная, ее возвращение из могилы вызвано яростным желанием мести. Одна из тенденций Японского кино ужаса представить секс как ад на земле, где сексуальный акт, поставленный в центр ужаса, выглядит чудовищно. В японских фильмах ужасов много прекрасных примеров историй о таких демонических женщинах, ведущих свое начало из театра Кабуки. Иногда в современных версиях рассматривают призрак как метафору городского одиночества. В отличие от классических западных историй, где ужас используется как облагораживающий катарсис, в Кабуки нет никакой растерянности и приступов раскаяния, наоборот, одна из поразительных особенностей Кабуки - его эстетика жестокости. Современный  японский фильм ужасов играет ту же самую роль, развивая и углубляя доставшееся ему наследство, что делает его фильмы уникальными и специфическими. И, возможно, азиатский фильм ужасов с эго экзотическими кинематографическими традициями сможет когда-нибудь вылечить больной, творчески истощенный западный фильм ужасов.
Фильмы о призраках (yurei eiga) включают в себя много понятий. Японская мифология перенаселена призраками и разными чудовищами. Рядом с Yurei (карающий призрак) существует Yokai (сверхъестественное создание) или Onis (людоед или демон), причем Yokai обозначает массу созданий, это и tanuki (животное со способностью к превращению) и kappa (дух воды с лицом обезьяны), rokurokubi (женский демон) и т. д. Существует бесконечное количество этих созданий: yumanba (старая людоедка с гор), bakeneko (чудовище, призрак кошки), kodama (дух леса) или hitotsume kozo (монах с глазом). Появление призраков всегда сообщается звуковыми эффектами: дыханием ветра, скрипом или завыванием
 

Призрак кошки
Одни из самых популярных японских историй ужаса - это истории о кошке-призраке. Режиссер Токудза Танака в 1969 году снимает классический фильм ужасов «Замок, излюбленный призраками». Действие происходит в 1729 году в префектуре Сага, управляемой лордом Тангоноками Набэсимэ (Tangonokami Nabeshime). К слепому монаху приезжает его сестра Саё (Мицуя Камэй). Монах Матасихиро (Акихиса Тода / Akihisa Toda) живет на небольшом клочке земли, хотя его клан когда-то был здесь самый влиятельный. Несмотря на то, что для него наступили тяжелые времена, тем не менее, он отказывается склоняться перед господином Набэсимэ. Когда монах Матасихиро в очередной раз играл с ним и его управляющим в игру Го, он с удивлением обнаруживает, что они жульничают в игре. Управляющий яростно отрицает это и между ними происходит ссора. В конечном счете, они убивают монаха, который умирая воскликнул «Это вам не простится». Управляющий бросает тело монаха в яму, заполненную песком. В это время Саё в храме видит плохую примету, имя слепого монаха в списке замазано. Тамма, черная кошка, которая пробовал помешать убийству, приносит в храм часть окровавленной одежды, в которой Саё признала одежду брата. Власти приказывают Саё покинуть Сагу утром следующего дня. Но утром Саё совершает самоубийство, разрезав ножом живот, попросив кошку Тама выпить ее кровь во время ее умирания для того, чтобы кошка могла получить
сверхъестественные силы. Перед смертью она еще успевает проклясть замок Набэсимэ. Комори (Кодзиро Хонго), вассал лорда, пытается разрешить тайну смерти монаха и убить несущего смерть всем в замке призрак кошки. Кошка захватывает тело придворной дамы, которая начинает по очереди убивать женщин в замке. Вассалу Камори удается умертвить женщину, охваченную злым духом. Но призрак кошки обманывает Камори и переселяется в жену лорда Набэсимэ, Тоё (Наоми Кобаяси), которая околдовывает его, и лорд становится больным от занятия любовью с ней. В борьбе с нечистой силой погибают несколько священников. Камори получает от аббата храма рубашку с защитной надписью «сатрас», которую он будет носить, борясь против призрака-женщины. Она убивает злого управляющего, но Комори удается спасти жизнь лорда. Сцена, в которой женщина-кот прыгает по крышам с двумя копьями, висящими из ее плоти, выглядит ужасающе и эффектно. Ценой многих жизней Коморе удается уничтожить дух. Труп кошки Тама будет найден на том месте, где был похоронен слепой монах. После случившегося князь Набэсимэ бросит свои сексуальные излишества и восстановит род монаха, послав Камори найти наследников Саё и Матасихиро.
В фильме присутствуют элементы, которые являются обычными в очень многих самурайских фильмах о призраках: слепая жертва, сверхъестественная кошка и пугающий своим видом женский призрак, который летает вокруг места убийства и наделен сверхъестественной силой. «Часто посещаемый призраками замок» - фильм, великолепно снятый, захватывающий и держащий в постоянном напряженнии от начало до конца. И он не сводится к упрощенной мести, как обычно многие из таких рассказов, но добавляет и элемент раскаяния. В фильме главный герой часто должен уравновешивать свое чувство справедливости с чувством долга по защите лорда.
Более ранняя версия о кошке-призраке, «Призрак кота Набэсимэ» (1949) Канаё Ватанабэ, была поставлена в «Тохо». Она была искусно поставлена с глубоко разработанными характерами с Дэндзиро, Ётаро Курокава в главных ролях. Во многом сюжет был заимствован из легенды о призрачной кошке Саги, из которой черпали вдохновение многие режиссеры. Историческая основа – случай 1590 года в префектуре Саги во времена «волнения Набэсимэ», когда
Набэсимэ Наосидзэ выполнял надзор за исполнением приговора мужчины и женщины, обвиненных в прелюбодеянии. Позже распространился слух о появлении их призраков. Драматург театра Кабуки Дзёко Сэгоа добавил к историческому фону «байкэнэко», или кошку-демона, и поставил пьесу «Кошка-демон. Легенда о цветах города Сага», шедщую в 1853 году с большим успехом. История о кошке-призраке появилась на экране уже в 1910 году и выходила в эпоху немого кино почти ежегодно до 1930 года.
Много версий рассказа о «волнении призраков Набэсимэ» было снято за эти десятилетия. В том числе «Призрак Особняка Саги» 1953, поставленный Рёхэем Арэи. Он же поставил «Призрак дворца Арима» 1953. Режиссер, ныне несправедливо забытый, поставил немного фильмов. О кошке-призраке он снял «Дух кошки» 1940 и призрачную историю «Особняк смерти» 1954, а также небольшое количество других фильмов, в том числе короткий немой фильм, отреставрированный в Институте Кино Мацуда в Токио. В этих версиях фильма Бандо Котари играет вассала Хандзаэмона, который бьется с кошкой-демоном, которую играла Такако Ириэ, она специализировалась на этой роли. По популярности с Такако Ириэ в роли кошки-призрака могла соперничать только Сумики Судзуки (Sumiki Suzuki) в 30-е годы. Обе актрисы снимались во всех основных ролях кошек-призраков. Первой такой ролью для Судзуки была роль кота Сага в «Призраке Сага» 1937 режиссера Мокаду Сидзэру.
Довольно много других фильмов по этой теме выходило в те годы: «Легенда о Набэсимэ, кошке-призраке» 1929 Сироку Нагао, «Призрак кошки и цветение вишни ночью в Саге» 1930 Минору Исияма, и звуковые «Легенда о кошке-призраке» 1939 Кандзи Саганама, «Проклятие серебряной кошки» 1939 Кэйнори Ямада и др.
Легенда о кошке Сага конечно не единственная, которая включает мстительного призрака или проклятие слепого человека. Так, «Проклятие слепой женщины» (Blind Woman’s Curse / Kaidan nobori ryu) 1971 рассказывает о слепой фехтовальщице, которая противостоит «татуированному дракону», которому помогает кошка-демон. В знаменитой серии о Дзатоити слепой меченосец, меч которого делает его неуязвимым, несмотря на отсутствие зрения, содержится намек на его сверхъестественные возможности. Слепой массажист, блуждающий по улицам ночью с жутким свистом на высокой ноте, говорящем о присутствии массажиста, используется в фильмах при появлении приведения. «Проклятие Крови» Кадзуо Хасэ, иначе «Жестокая Призрачная Легенда» (Kazuo Hase’s / Curse of the Blood/Cruel Ghost Legend / Kaidan zankoku monogatari, Shochiku) 1968 - рассказ о месте призрака. Самурай (Муцухиро Тоэра) убивает слепого массажиста (Нобуо Кэйко), когда он просит вернуть данные взаймы деньги. Позже судьбы сыновей самурая и дочери слепого массажиста переплетаются в замысловатом сюжете, происходят многочисленные кровавые смерти, кровосмешение, появление призраков и, в конечном счете, самоубийство. Еще одна история Кадзуо Мори «История призрака улицы Какаи» (Kaidan kokuidori) 1961, где призрак преследуют еще одного слепого массажиста. Кимиёси Ясуда (Kimiyoshi Yasuda) снимает «Проклятие массажиста» (Masseur’s Curse/ Kaidan kasanegafuchi) 1970. Это цветной римейк этого же режиссера, фильма «Призрачная история Касанэ» (Ghost Story of Kasane/ Kaidan kasane-ga-fuchi) 1960. В нем играют Гандзиро Накамура (Ganjiro Nakamura), Ятаро Китагами (Yataro Kitagami) и др. Черно-белая версия намного лучше, чем цветной римейк, но в римейке тоже есть свое очарование. В фильме 1970 года играет Рицу Исияма (Ritsu Ishiyama), Майя Китадзима (Maya Kitajima) и Рэйко Касахара (Reiko Kasahara). Замысловатый сюжет следует за убийством массажиста, занимающегося ростовщичеством, которое совершил обедневший самурай. Дочь убитого массажиста также падает жертвой его проклятия и, обратившись призраком, мстит за отца. Поскольку убийца довольно скоро совершает самоубийство, его вина и проклятие переходит к сыну убийцы, который не имел никакого отношения к убийству массажиста. В последующем сложном сюжете много действия и ужаса, вытекающего из проклятия массажиста. Сцена с отвратительно обезображенной женой самурая, к которой является дочь массажиста, дополняется убийствами и самоубийствами. Самурай, испугавшись внешности жены, собирается бросить ее и сбежать с любовницей. Дорога ведет их через болото Казан, где труп массажиста встает для последней ужасающей мести. Высоко расценивается версия 1957 года Нобуко Накагавы «Призрак болота Касанэ». Здесь более рельефно прочерчены характеры, и играют очень сильные актеры Синтару Кацу, Тэцуро Тамба, Норико Китадзо. Сюжет был несколько изменен. Пьянствующий самурай убивает слепого массажиста, призрак которого стал часто посещать его, пока он не убивает случайно собственную жену и не тонет в болоте Касанэ. Но неумолимое проклятие распространяется на сына убийцы, который изменяет школьной учительнице (дочери массажиста). Она совершает самоубийство и часто посещает после этого самурая в виде призрака, пока он и его новая подруга не совершают двойное самоубийство на болоте Касанэ. Фильмы о призраке болота Касанэ основаны на классическом рассказе ужаса Энтё Санъютэя (Encho Sanyuutei / «Shinkei Kasane-ga-fuchi»), написанном приблизительно в 1860-х. Самая первая снятая версия называлась «Страсть женщины-учителя» (Passion of a Female Teacher / Kyoren no onna shisho) 1926 режиссера Кэндзи Мидзогути, создана им еще в Европе. Другие версии «Kaidan kasane-ga-fuchi 1930 Бэнтаро Футагава (Bentaro Futagawa) и версия 1937 Хатиро Огура (Hachiro Ogura) появились позже: «Kaidan kyoren onna shisho»1939 Мокуто Сигэру (Mokuto Shigeru) , «Kaidan iro zange Kyoren onna shisho» 1957 Рюсукэ Курохаси (Ryusuke Kurohashi). А «Kaidan zankoku monogatari» (Shochiku) 1968 режиссера Кадзуо Хасэ (Kazuo Hase) ведет свою историю не от классического рассказа, а от романа ужаса Рэндзабуро Сибата (Renzaburo Shibata), известного также как создатель образа Кёсиро Нэмури (Nemuri Kyoshiro).





kayako

Несмотря на название фильма, призрак кошки здесь появляется не очень часто. Хотя кошка и является источником проклятия в настоящем, когда мы начинаем узнавать историю, произошедшую в прошлом, становится ясно, что кошка скорее является символом трагедии, произошедшей много лет назад, а виноваты во всем люди.


Неудивительно, что у пруда возникло проклятие. Ведь по количеству убийств эта история может сравниться с трагедией Шекспира. Смертей здесь, наверное, даже больше, чем в «Гамлете». И призраков, соответственно, здесь очень много. Стоит заметить, что для фильма пятидесятилетней давности он хорошо снят как ужастик. Призрачная бабушка здесь выглядит намного страшнее и реалистичнее, чем, например, в современном хорроре «Старуха в белом».

В классических японских ужасах, в отличие от многих современных, проклятие почти не настигает никого «просто так». Если поначалу кажется, что заблудившейся влюбленной паре просто не повезло оказаться возле пруда Отама, то потом становится ясно, что кошка неспроста наложила проклятие именно на эту девушку. Мне понравилось, как здесь построен сюжет. Рассказ о событиях вековой давности находится «внутри» истории о двух влюбленных, которые попали под власть кошки. Так что до самого конца фильма неясно, сможет ли девушка избавиться от проклятия.


 
Огромным плюсом является то, что фильм не затянут, он насыщен событиями. Да и концовка не лишена смысла, что очень важно. Так что «Призрак кошки пруда Отама» — хороший классический японский фильм ужасов, который интересно смотреть.





Never_More

Хоррор на мягких кошачьих лапах

Не только египтяне любят изображать в своём фольклоре кошек. Пропитанная символизмом и героическими мифами Япония, породила предания об опасных и мистических существах — бакэнэко, или кошках-оборотнях. В период Эдо, 1603-1868 гг., в стране восходящего солнца зародился жанр кайдан — рассказ о роковой встрече со сверхъестественным. Призраки и оборотни завладели трепетными слушателями, что с замиранием сердца внимали очередному рассказу о двух влюблённых, безжалостных людях (как правило, высшего сословия), мести и карме. И сверхъестественные существа вмешивались в дела простых смертных, отчего их судьба становилась тяжелее и горше. Призрак женщины — самый частый персонаж в кайданах: длинные чёрные волосы, яркий выразительный взгляд, что манил, пленил и покорял, бледное лунное свечение кожи. Она была прекрасна, но дика и пугающа. Как правило, девушка-приведение являлась к убийцам своего жениха (сама она кончала с жизнью от ужаса и тоски) или же к своим (не) состоявшимся насильникам. Иногда этот типичный фольклорный образ заменяли или же дополняли оборотни: бакэнэко, более известные для гайдзинов (иностранцев) китцунэ (лисица) или тануки (енотовидные собаки). Но самыми востребованными были бакэнэко. Возможно из-за того, что японцы считали это животное тёмным и порочным, ведь, по приданию, змея и кошка — единственные живые существа, что не вышли поклониться Будде.

Из устного хоррора кошка-оборотень на мягких лапах перебралась сквозь века сначала на сцену (постановки кабуки часто базировались на кайданах), а затем и на экран. Классические японские триллеры начала ХХ века любили истории с бакэнэко: «Дом с кошкой-призраком» Нобуо Накагавы, «Дух кошки», «Призрак особняка Саги» и «Дух кошки» Ареи Рёхаэма, «Легенда о кошке-призраке» Кадзи Саганамы, «Проклятие серебряной кошки» Кэйнори Ямады и т. п. Режиссёр Ёсихиро Исикава, впитавший эстетику своего наставника Нобуо Накагавы, начал своё творчество с «Призрака кошки пруда Отама». Перебирая кайданы о бакэнэко, он взял за основу классический сюжет и перевёл его на язык киноплёнки.

Японский хоррор тех годов — это отдельная сладкая песня для ценителей жанра. Игра светотени, а не проекторов, нагнетающая музыка целого оркестра, а не синтезатора, природа в первозданности, а не студийных декораций, сбережённые кимоно и украшения вместо наспех сшитых костюмов. От картин веет гипертрофированным, нарочитым, но настоящим. Нет странных звонящих девочек или выбеленного макияжа с подведёнными углём глазами. Всё равно что сравнивать «Психо» Хичкока и Ван Сента. Исикава умело давит на рецепторы зрителя, заставляя его вздрагивать если и не от неожиданности, то от насыщенного визуального ряда. Неподвижная старуха с седыми спутанными волосами, ниспадающими прямо на жёсткое лицо, наводит ужас в сердце больше литров вишнёвой бутафорской крови. Яркие цвета на мрачной картинке фильма — необходимые акценты, создающие атмосферу неземного. Красный пруд, скрывающий тёмные тайны, напоминает о многочисленных убийствах. Зелёное свечение — явление призрака, символ мести, доводящей до сумасшествия. Рыжий пожар, съедающий всё вокруг, словно сам провозглашает себя вершителем судьбы. Спустя совсем небольшое время, европейские и американские режиссёры, также полюбившие мистику к концу 1950-х, смело перенесли эти приёмы в свои фильмы.

Сюжет «Призрака кошки пруда Отама» не отличается от своих предшественников, он рассказывает свой вариант истории о борьбе за счастье, сохраняет традиции. Главная история — в данном случае флэшбэк, занимающий большую часть экранного времени, — происходит в начале XIX века. В ней есть двое несчастных влюблённых, чьи семьи враждуют, жадный и бессовестный чиновник, разговоры о чести и, конечно, мстящие призраки и оборотни. Количество смертей может смело получить одобрение у человеколюбивого Шекспира. Глядя на сражающихся на катанах мужчин, сразу понимаешь, где черпал своё вдохновение Тарантино.

В фильме множество отголосков традиционной культуры: старшее поколение как носитель прозрения и мудрости, покинутая невеста, насильное замужество, бесчестие и трусость, подобострастное подчинение префекту, всезнающие монахи, и бакэнэко. В одной из сцен кошка у пруда слизывает только что пролитую кровь хозяина. Для японцев это обряд инициации, когда животное превращается в оборотня, обладающего немыслимыми для простого смертного способностями. Тама (имя бакэнэко такое же, кстати, как и в классическом эпосе о кошке-оборотне) сводит с ума убийц: отныне для них любая вода — кровь, любая женщина — обманчивый призрак, любой шум — шёпот мертвецов. Ещё одна черта: раскол мировоззрения действующих героев на циничное, материальное и чувственное, излишне спиритуальное. Отсюда и неверие отрицательных персонажей в высшую кару, отсюда и мольба к высшим силам поквитаться тех, кто проиграл свою жизнь. Человеческая месть останавливается со смертью, но как быть, когда на тропу расправы выходит бессмертный дух? В Японии давно научились унимать метущиеся души неушедших. Классический сюжет требует классической развязки.

Оценивать фильм полувековой давности не так-то просто. С одной стороны, притягательная визуальная картинка, удачные киноприёмы, первозданная культура столь загадочной и оттого притягательной Японии. С другой же — стена из пресыщенности жанром и типичными ходами: невозможно не улыбнуться, когда герои находят ночью в лесу старый заброшенный дом и идут туда, услышав странный шум. Если суметь абстрагироваться и настроить своё восприятие на то время, то получится занимательный экскурс в прошлое, если же нет, то лучше сходить в кино на что-нибудь попкорное — будет интересней.



стр 1  стр 2




Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020uCoz