Подвиды / Subspecies
Название: Подвиды
Оригинальное название: Subspecies
Год выхода: 1991
Страна: США
Студия: Full Moon Entertainment
Продолжительность: 01:23:06
Жанр: ужасы, фэнтези, ...
Режиссер: Тед Николау
В ролях: Энгус Скримм, Андерс Хове, Ирина Мовила, Лаура Тейт,
Мишель МакБрайд, Иван Дж. Радо, Мара Григоре, Адриан Вылку, Майкл
Уотсон, Лили Думитреску, ...
Перевод:
- Авторский (одноголосый, закадровый) Гаврилов Андрей Юрьевич
- Авторский (одноголосый, закадровый) Иванов Михаил Николаевич
О фильме: Три студентки отправляются в этнографическую
экспедицию, как раз в Трансильванию, в заброшенное селение по соседству
со средневековым замком. Некто Стефан, тоже исследователь, берется им
помочь в научных поисках.
Первый день после прибытия проходит в нормальном рабочем ритме. А потом
наступает ночь — ночь вампиров, за ней следующая, и этому ужасу не будет
конца…
Вампиры: Начало
«Подвиды» — абсолютный
шедевр жанра хоррор в целом и вампирских хорроров в частности.
Совершенно изумительная работа, достойная быть украшением коллекции
любого хоррормана! Редко какой ужастик так сильно взывает ко всему
спектру зрительских чувств, отвечающих за, собственно, испуг. Оный
тут достигается не только какими-то «резкими» и внезапными моментами,
но по большей части именно невероятной атмосферой, замечательной музыкой
за кадром, гримом и спецэффектами, и, конечно же, игрой актеров.
Воистину, «Подвиды» — идеальный пример того, как натурные съемки сильно
влияют на восприятие фильма зрителем. Кино снималось действительно
в Румынии, на фоне местных достопримечательностей — таинственных
гнетущих замков, их внутренних убранств, среди стен жутких склепов
и погребов. А, кроме того, в фильме показаны (причем как показаны!)
обряды местных жителей — похороны и своего рода карнавальное
празднество, смысл которого раскрывается по ходу фильма. Последнему
в фильме уделено не только большое количество экранного времени, но и
играет оно особую роль в повествовании — так, именно на этом празднике
задействовано одно из самых жутких и впечатляющих появлений вампира Раду
в картине — в костюме и маске.
В центре сюжета фильма — три закадычные подруги, которые приезжают
в Румынию, а, точнее, в Трансильванию и селятся в одном из местных
замков для того, чтобы изучать культуру и фольклор румынского народа.
Уже очень скоро они понимают, что в заброшенном замке по соседству
таится нечто ужасающее. Нечто, что поднимается из холодных и сырых
подземелий крепости ночью и бродит в округе, дабы искать жертв и пить
их кровь. Сосед-зоолог, живущий в том же замке, что и девушки,
оказывается вовсе не зоологом, а вампиром, который противостоит
собственному брату — злобному вурдалаку Раду, и стремится помешать
его кошмарным планам осуществиться. Девушки же тоже попадают
под «перекрестный огонь».
Разумеется, настоящие вампиры водятся именно там — в Трансильвании,
на своей «исторической родине». Местные жители тут по-прежнему верят
в давние легенды своих предков и стараются не выходить из домов после
наступления ночи. Все эти легенды, или, по крайней мере, большая
их часть, нашли свое отражение и в «Подвидах». Раду же просыпается
еще до полной темноты, в сумерках. Чего только стоят эпизоды с фигурой
монстра на фоне заходящего солнца — холодного, лучи которого уже не
греют и не могут спасти людей от неизбежного наступления ночи, у которой
есть огромные клыки, жуткие когти и взгляд, такой же холодный, как и
сама ночь, от которого веет могилой.
Грим Раду выше всяких похвал, да и вообще, образы вампиров в фильме
получились невероятными и выдающимися, ни больше, ни меньше! Это именно
что настоящие вампиры — тут нету глянца современных кровососов,
центральный персонаж-вампир из «Подвидов» похож более на зверя, нежели
на человека. Уродливое бледное лицо, длинные волосы, темный балахов,
длинные когти — от этого еще более приятно, что режиссер постоянно
возвращается к этому образу и смакует его в каждом кадре, то и дело
посылая реверансы реальным приданиям о вампирах, так и образу вампиров
в литературе и кино.
В этом смысле, очень показателен эпизод с тенью
Раду, крадущейся по стене и вот-вот ухватившей жертву — эпизод отсылает
нас к одному из самых знаменитых фильмов о вампирах, ленте Фридриха
Вильгельма Мурнау «Носферату. Симфония ужаса». Также в картине нашла
отражение легенда о том, что вампиры не могут являться без приглашения.
Стоит сказать и про помощников Раду — своего рода маленьких демонов,
которые неотступно следуют за ним. После того, как идея с костюмами была
отвергнута, создатели картины решили прибегнуть к стоп-моушн анимации,
которая в фильме выглядит выше всяческих похвал!
Режиссура и операторская работа поистине изумительны — камера то и дело
охватывает громадные очертания старинных дворцов и усыпальниц, узкие
мощеные улочки, тихие деревеньки местных жителей, в нужные моменты
смакует кровавые сцены: так, например, каждые эпизод укуса очень кровав
и в меру натуралистичен. Также в ленте присутствуют сцены
«обнаженки» — любители подобных зрелищ будут довольны.
Все это щедро
приправлено великолепным монтажом, делающим просмотр фильма не только
интересным, но и комфортным (тут нету резких смен кадров, каждый план
длится достаточное количество времени, чтобы успеть насладиться им,
но недостаточно, чтобы заскучать) и атмосферной музыкой в исполнении
местного оркестра, придающей фильму некое величие и изысканность.
Не говоря уж о том, что картина изобилует фолк-мелодиями,
способствующими полному погружению в повествование.
«Подвиды» нужно обязательно смотреть не только всем любителям вампирских
лент, но и ценителям хорроров вообще. Да и остальные тоже не останутся
равнодушными — в конце концов, картина попросту очень интересна:
тут замечательные герои, которым веришь и за которых действительно
переживаешь до самого конца, прекрасный сценарий, замечательная
постановка и великолепно показанные вампиры! От каждого появления Раду
холодок неизбежно будет бежать по коже, а сердце учащенно биться. Ведь
именно за этим и приезжаем в Трансильванию. Ведь именно ради таких
эмоций и смотрим хорроры, не правда ли?
Выдающаяся работа! Браво!
10 из 10
Готичный Вампир и Три Девушки
Ставший культовым, вампирский фильм 1991 года «Подвиды», является началом цикла из пяти частей от Теда Николау, повествующем о вампире Раду и прочей нечисти Румынии, о различных традициях, культах, ритуалах и всем остальном, так или иначе связанным с вампиризмом.
Фильм вышел отличным, красиво снятым, с замечательным монтажом сцен,
неплохими визуальными эффектами, и что немаловажно — с очень интересным
сценарием. Даже не смотря на то, что события разворачиваются
нерасторопно и постепенно, фильм не выглядит скучным. Картина наполнена
интересными сценами, содержательными диалогами, проливающими свет и на
историю, и на мифологию, и окунает в вампирский мир зрителя, унося
в иную реальность на время просмотра. В захватывающий далекий мир готики
и романтики, сопряженной с ужасами и страхами, ожившими легендами
и кровавыми вакханалиями.
Актерский состав фильма очень впечатляет, не смотря на то, что в касте
всего-навсего 11 человек, не считая толпы местных жителей да цыган
на празднике. Все сыграли свои роли изумительно и правдоподобно, подойдя
с душой и талантом воплощая на экране образы персонажей. Разумеется,
больше всех понравился Андерс Хове в образе вампира Раду. Идеальный
зловещий вампир, сочетающий в своем образе черты Дракулы Брэма Стокера
и Ворона. Удивительно, что и «Дракула» и «Ворон» вышли немного позже,
нежели «Подвиды», причем упрекнуть те в заимственности образов уж точно
нельзя. Раду получился изумительным, и, пожалуй, одним из лучший
вампиров кино за всю историю кинематографа.
Столь же яркими и запоминающимися получились и все остальные: Энгус Скримм в роли короля вампиров, пусть и в маленьком прологе, но все же создал уникальный образ мудрого правителя, являющимся к тому же еще и кровопийцей. Майкл Уотсон создал прекрасный образ главного протагониста, чья борьба с неубиваемым злом в лице Раду напоминает противостояние героев в фильме «Крепость» Майкла Манна. Йон Бесойу запомнился ролью доктора. А так же старый священник и все трое главных героинь-студенток, приехавших исследовать древний замок и народные легенды. Знали бы они, что жуткие сказки обернуться явью — вряд ли бы сунулись в это проклятое место. Однако девушек все же могли бы найти и по привлекательнее, да и эротических сцен хотелось бы немного побольше.
Прекрасный грим и довольно хорошие эффекты поданы в изумительных
декорациях и оформлении сцен, полное ощущение реалистичности
происходящего не отпускает до конца просмотра. Не слишком удачными вышли
демоны-слуги, которые порой смотрятся со своей анимацией какими-то
пластилиновыми, но изредка радуют вполне хорошими ракурсами. Грамотно
подать анимацию монстров не удалось, но тем не менее они выглядят в разы
лучше, чем аналогичные существа из фильма «Врата».
Камень крови не впечатлил совсем, кристалл, считающийся ценнейшей реликвией, в котором собрана кровь святых, восстанавливающаяся с течением времени в нем, как в сосуде, внешне выглядит ну совсем не убедительно и не круто. Сделать Камень Крови нужно было куда более восхитительным с точки зрения дизайна. Красивым, ограненным, блестящим и привлекательным для глаз, как драгоценность высокого качества. Зато с кровавыми эффектами дела обстоят гораздо лучше. Крови здесь полным полно, а сцены укусов выглядят более чем жуткими. Финальная битва на мечах вызывает скорее ощущение реалистичности, нежели эффектности. Она не столь захватывающая, нежели просто довольно правдоподобно снятая и поставленная. Нету никакого пафоса, чрезмерного героизма, все идет так, как скорее всего было бы в реальности.
Сценарий крайне интересный, имеет несколько интересных поворотов,
и довольно сильную концовку. Присутствует и приключенческий элемент,
где приятно слушать различные легенды и рассказы, есть и сцены
наполненные саспенсом и ужасом, убийства, монстры, вампиры. Есть
и драматическая составляющая, раскрывающая чувства и силу эмоций
персонажей, проходясь по характерам героев и их внутреннему миру,
позволяя всем выглядеть на экране эффектно и ярко.
Шикарная музыка пронизывает весь фильм от самого начала до финальных
титров. Все композиции изумительны. И даже мелодии на празднике вполне
ласкают слух, хоть и сильно отличаются от остальных композиций фильма,
выдержанных в иной стилистике. Что бы не играло за кадром, оно вызывает
восхищение работой композитора, весь саундтрек получился очень красивым
и эффектным, к тому же западающим в душу, запоминаясь своими мелодиями.
Сильно отличающаяся в лучшую сторону от других вампирских фильмов,
данная картина может считаться одним из лучших вампир-муви в истории
кино. Раду — харизматичный и шикарный, вызывающий сплошное восхищение,
просто прелесть! Сама постановка выглядит красивой и изумительной,
под прекрасным музыкальным оформлением Ричарда Косински и Майкла
Портиса, в сочетании с работами нескольких других авторов. Сочетание
лучших элементов хорошего ужастика: интересный сценарий, наличие
обнаженки, яркие герои, вызывающие разные сильные чувства и эмоции
по отношению к ним, замечательный финал, а так же напряжение, реки крови
и убийства! Замечательное начало франчайза.
8 из 10
Первый румыно-американский фильм
Первый с большим трудом снятый фильм в посткоммунистической Румынии, который стал плодом пребывающей в самом расцвете Full Moon Entertаinment и национальной румынской студии Buftea. История съемок фильма гораздо страшнее самого фильма, пожалуй, достаточно прочитать дневник Теда Николау о тех событиях. Разграбленная, нищая Румыния, с только что зарождающейся демократией и известным отношением к вампирской тематике сурово встретила съемочную команду фильма…
В «Подвидах» запечатлены уникальные памятники архитектуры, различных
исторических эпох Румынии, это и столица Бухарест, Брашов с прилегающей
его территории церковь-крепость Прежмер (с одноименным населенным
пунктом), Синая, Рышнов и другие небольшие деревушки. Конечно же,
знаменитый замок Бран, фигурирующий в фильме как замок короля
Владислава. В целом невероятная атмосфера.
Изначально, Подвидов играли румынские актеры-статисты, но из-за
ужасающего качества их костюмов и отвлечения от оригинальной идеи
Чарльза Бэнда от них отказались, заменив анимированными куклами. Работой
над которыми занимался Дэвид Аллен — известный аниматор и новатор
stop-motion анимации.
Саундтрек — это половина успеха фильма, необычное смешение фольклорной
музыки и мистических звуков, благодаря Ричарду Косински, Майклу Портису,
Джону Зерецке и исполнению Aman Folk Orchestra, делают фильм особенно
притягательным.
Изначально, по всей видимости фильм задумывался как слэшер, но вся
его атмосфера и гротеск Раду, говорят о нем как о весьма добротном
хорроре с неклешированным сюжетом.
Можно привести немало фактов, характеризующих фильм как дешевку,
сделанный на «скорую руку», но если немного капнуть и поискать причины
таких фактов можно с большой вероятностью изменить мнение
на противоположное. Всех интересующихся фильмом отсылаю как дневнику
Теда Николау — режиссера фильма.
Жалкие «подвиды» слюнявого румынского вампира
Давненько
я так громко не смеялся, просматривая фильм ужасов «вампирской
тематики», как после картины «Подвиды» (Subspecies) выпущенной в свет
американской компанией Full Moon Entertаinment и румынской студией
Buftea, режиссером которой значился американец румынского происхождения
Тед Николау (Ted Nicolaou). Честно говоря, этот фильм меня заинтересовал
тем, что я представлял его себе как первый румынский фильм ужасов
о вампирах. Увы, кроме соответствующих фамилий в числе создателей
картины, декораций и массовки, «Подвиды» имеют такое же отношение
к румынскому кинематографу, как, к примеру «Фантом» Бекмамбетова
к российскому… Хотя, если бы эту картину снимали исключительно румынские
хоррормейкеры, это был бы настоящий прорыв их национального
кинематографа! А так мы имеем весьма посредственную штатовскую поделку
(удивительно, но она вышла в широкий прокат, а не сразу на видео!),
которую некоторые зрители (судя по рецензиям на КИНОПОИСКЕ) считают
шедевром и родоначальником современного «вампирского» жанра в кино.
Стоит отметить, что сама идея фильма на то время (а это 1991 год) была
достаточно свежа и местами оригинальная: две американские
студентки-этнографы приезжают в Румынию к своей подруге, чтобы написать
дипломные работы на основе местного фольклора. Естественно, что местные
сказания пестреют сюжетами с участием вампиров, которые, по одной
из легенд, помогли жителям одного маленького городка спастись
от турецких захватчиков, которых они уничтожили в одну из ночей осады
города. Благодарные горожане преподносят королю вампиров магический
кристалл, украденный цыганами из самого Ватикана, в котором заключена
кровь Святых. Вампиры пьют (!!!) выделяемую кристаллом кровь и не
нападают на людей ради утоления голода… Однако, сын короля по имени Раду
не доволен затянувшимся правлением своего отца, которого он убивает,
завладевает Кристаллом Крови и открывает охоту на живых.
Ему противостоит сводный брат Стефан и одна из девушек-американок,
в которую влюбился «хороший» вампир.
Действительно, неплохой сюжет, но его подача!.. Я специально посмотрел
на год выпуска этой картины — 1991, но ощущение складывалось такое,
что фильм снимался, в крайнем случае, в годах так восьмидесятых, а то
и ранее. Никакой операторской работы — статичная картинка, один план,
один ракурс. Такое ощущение, что камеру поставили на треногу, включили,
а сам оператор ушел пить пиво или трепаться со статистами. Спецэффекты
тоже не радуют. Не очень хороший грим и слабенькая мультипликация,
изображающая демонических «подвидов» образовавшихся из оторванных
пальцев вампира Раду. Кстати говоря, я так и не понял, почему у фильма
такое название, если самим «подвидам» отведена сотая часть экранного
времени…
Отдельно хочется коснуться облика самого «главного злодея» вампира Раду.
Не хочу ничего плохого сказать об актерской игре Андерса Хове (Anders
Hove), знакомого ценителям жанра по его ролям в «Байках из склепа»
или четвертой части «Зубастиков», но его постоянно пускающий густые
слюни персонаж «Подвидов» (видимо вставные челюсти с клыками вызывали
обильное слюноотделение), выглядит не страшным, а комичным. Хотя
и грешно смеяться с убогого (персонажа, не актера). А его «эпическая»
битва на мечах со Стефаном, при наличие полуметровых пальцев рук а-ля
Носферату 1922 года выпуска, вызывает просто гомерический хохот. Тем не
менее, созданный ним образ вампира возводят чуть ли не в икону жанра
(опять же, согласно КИНОПОИСКУ).
Отдельно повеселили цыгане, говорящие на чистом английском (или, если
хотите «американском») языке, но ни слова не понимающего это наречие
докторе.
Выставленные на показ, в прорехи разорванных в нужных местах рубахах,
оголенные груди молодых актрис внесли приятное разнообразие в пресную
картинку фильма. Но и здесь, как говорится, «тема сисек полностью
не раскрыта».
Из положительных моментов, которые заставили меня поставить этому фильму оценку больше единицы:
1. Участие в картине (камео короля вампиров) жанрового актера «старой школы» Энгуса Скримма (Angus Scrimm);
2. Натурные съемки реальных румынских пейзажей и развалин средневековых замков;
3. Отличная идея использовать против вампиров заряды из освященных деревянных (осиновых?) четок, а не свинцовой дроби.
Категорически не советую к просмотру тем, кто желает увидеть
качественное «вампирское» кино. Однако, желающие посмеяться над фильмом
ужасов, который не является пародией или комедией, самое оно.
2 из 10
Irina Movila
http://www.imdb.com/name/nm0610224/
Laura Mae Tate
http://www.imdb.com/name/nm0851163/
https://www.kinopoisk.ru/name/104314/
Michelle McBride
http://www.imdb.com/name/nm0564353/
Mara Grigore
http://www.imdb.com/name/nm0341876/